|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Сказка»
«Утверждаю» Заведующий МБДОУ Д\с «Сказка» Приказ от ___________ ________ Т.Н. Ищенко |
Принята
Педагогическим советом
МБДОУ Д\с «Сказка»
Протокол № 1
От 28.08. 2016 г
ПРОГРАММА
СЕМЕЙНОГО КЛУБА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
«Здоровый малыш»
Составили:
Старший воспитатель
Молоканова Вера Васильевна,
Инструктор по физической культуре
Шильченко Наталья Михайловна
г. Семикаракорск 2016-2017 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ | 3 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 9 |
Актуальность | 10 |
Цели | 10 |
Задачи | 10 |
Основные определения | 11 |
Новизна Программы | 11 |
Ожидаемые результаты | 12 |
Принципы | 12 |
Функции | 12 |
Формы и методы реализации программы | 13 |
Специфика деятельности родительского клуба | 14 |
Сроки реализации Программы | 14 |
Критерии оценки реализации Программы | 14 |
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 15 |
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ | 16 |
ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 16 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 18 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «Здоровый малыш» | 19 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | «Здоровый малыш» программа родительского клуба по формированию здорового образа жизни и семейных ценностей |
Разработчики Программы | Молоканова Вера Васильевна – старший воспитатель, Шильченко Наталья Михайловна - инструктор по физической культуре МБДОУ Д\с «Сказка» |
Участники Программы | Коллектив, родителей и детей дошкольного возраста МБДОУ Д\с «Сказка» |
Нормативно - правовые основы разработки Программы |
|
Научно - методические основы разработки Программы. |
1. Антонов Ю.Е.Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века /Ю.Е.Антонов. - М.: Аркти, 2011. 2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г.Алямовская-М.,1993. 3. Горшенинник В.В., Самошкина И.В..Черкасова Н.П. Система работы в детском саду по вопросам семейного воспитания./Горшенинник В.В. - М.: Глобус, Волгоград: Панорама,2010. 4. Козлова А.В., Денеулина Р..П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг./А.В Козлова, Р..П. Денеулина- М.:ТЦ Сфера,2004. 5. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений./Л.Свирская. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2007. 6. Семейная академия: Вопросы и ответы./ Овчарова Р.В.- М.: Просвещение: Учеб., лит.,2006. |
Гипотеза Программы | Совместная деятельность педагогов и родителей по формированию культуры здоровья дошкольников, снижение заболеваемости, в дальнейшем достижение хороших результатов ребенка в школе будет успешным, если будет:
|
Объект Программы | Процесс сотрудничества педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей в вопросах здоровьесбережения детей |
Предмет Программы | Формирование культуры здоровья дошкольников, осуществляемое в процессе сотрудничества педагогов и родителей. |
Сроки реализации Программы |
1 год (сентябрь 2016 – август 2017) 1этап. Предварительный: сентябрь 2016 2 этап. Практический: октябрь 2017- июль 3 этап. Обобщающий: август 2017 года |
Цель Программы |
Пропаганда здорового образа жизни; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, воспитанников ответственности за сохранение собственного здоровья |
Задачи Программы |
|
Методы реализации программы: |
7.1. Практические методы:
7.2. Словесные методы:
7.3. Наглядные методы:
|
Образовательные области: |
«Физическое развитие» ; «Социально-комммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Художественно эстетическое развитие»; «Речевое развитие». |
Принципа |
|
Предполагаемый результат |
|
Форма подведения итогов |
|
Критерии оценки реализации. |
|
Краткое содержание Программы |
Программа направлена на пропаганду здорового образа жизни и семейных ценностей, таких как здоровье, любовь, взаимопонимание, единение и дружеские отношения средствами физической культуры Актуальность данной программы связана с необходимостью оказания педагогической помощи родителям по физическому развитию и воспитанию детей, так как воспитание здорового ребенка одна из главных задач ДОУ и семьи. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с одной стороны, не могут дать ребенку положительный личный пример здорового образа жизни, а с другой - не противостоят отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми и их родителями. Проблема воспитания здорового ребенка была и остается наиболее актуальной в практике общественного и семейного воспитания, и требует нового поиска эффективных средств для ее решения. Наиболее приемлемой формой взаимодействия с семьей является организация клуба. И таким образом для организации работы с семьей по пропаганде здорового образа жизни и педагогической просвещенности родителей является родительский клуб «Здоровый малыш » |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана педагогами МБДОУ Д\с «Сказка и строится с учетом психофизических возможностей детей.
Статистика приема детей в наше учреждение показывает, что в ДОУ приходит разный контингент детей. Среди них есть речевые дети, дети с изменениями основных показателей психофизического развития. Патология в психической сфере, прежде всего, проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Таким детям свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия.
Многим детям присущи повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность. И наоборот, некоторым детям свойственны заторможенность, апатичность. Всестороннее обследование двигательной сферы детей позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития. К ним относятся:
- гипер - или гиподинамия;
- мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
- нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);
- нарушение ручной моторики;
- общая скованность и замедленность выполнения движений;
- не координированность движений;
- не сформированность функций равновесия;
- недостаточное развитие чувства ритма;
- нарушение ориентировки в пространстве;
- нарушение осанки, плоскостопие;
- замедленное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации оздоровительно-профилактических мероприятий, создании определенных условий. Именно такой подход обозначен в Законе об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Речь идёт не об одностороннем воздействии на родителей, а о взаимодействии дошкольного учреждения и семьи для полноценного развития личности каждого ребенка.
Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности ребёнка, трудно переоценить. Работа с семьёй должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей.
Одним из новых направлений в системе работы семьи и дошкольного учреждения в современном образовательном процессе можно считать организацию деятельности родительского клуба, который затрагивает вопросы ЗОЖ. Особенность данной формы работы заключается в том, что в ходе совместного общения родители учатся эффективному взаимодействию с ребенком, используя наиболее значимые для данного возраста формы и способы деятельности.
Актуальность данной Программы связана с необходимостью оказания педагогической помощи родителям по физическому развитию и воспитанию детей, так как воспитание здорового ребенка одна из главных задач ДОУ и семьи. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с одной стороны, не могут дать ребенку положительный личный пример здорового образа жизни, а с другой - не противостоят отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми и их родителями.
Проблема воспитания здорового ребенка была и остается наиболее актуальной в практике общественного и семейного воспитания, и требует нового поиска эффективных средств для ее решения.
Наиболее приемлемой формой взаимодействия с семьей является организация клуба. Таким образом, для организации работы с семьей по пропаганде здорового образа жизни и педагогической просвещенности родителей является родительский клуб «Здоровый малыш».
Целью данной Программы является пропаганда здорового образа жизни; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, воспитанников ответственности за сохранение собственного здоровья.
Для ее достижения необходимо решить следующие задачи
Задачи:
Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для родителей детей (2-7 лет).
Основные определения:
Здоровье - гармоничное, оптимальное проявление всех функций организма (физических, психических, интеллектуальных и духовных) во взаимодействии с предметной, природной и социальной средой обитания.
Духовное здоровье- система ценностей и убеждений.
Психическое здоровье – состояние психической сферы основу, которой составляет статус душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция, высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
Физическое здоровье – состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным внешним факторам.
Социальное здоровье- здоровье общества и окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Здоровьесберегающие технологии - совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечению здоровья, формирование осознанного и ценностного отношения к своему здоровью.
Интерактивные формы - способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Новизна Программы заключается в разработке интерактивных форм и методов, объединяющих усилия педагогов и родителей, направленных на оздоровления детей.
Ожидаемые результаты
üПовысить уровень знаний детей и родителей о здоровом образе жизни;
üСнижение уровня заболеваемости и повышение уровня физической подготовленности воспитанников.
üсплотить детей м родителей единой творческой мыслью через изучение здоровьесберегающих технологий, проведение совместных мероприятий.
üсоздание условий для совм6естной работы ДОУ и семьи по здоровьесбережению в воспитательно – образовательном процессе.
üповысить качество образовательного процесса посредствам применения здоровьесберегающих технологий через организацию совместной деятельности родителей, детей, педагогов и специалистов ДОУ.
üсохранить и укрепить физическое и психологическое здоровье детей.
üповышение активности и заинтересованность родителей как участников здоровьесберегающего образовательного процесса.
Ведущими принципами организации родительского клуба «Здоровый малыш » являются:
Главными функциями родительского клуба «Здоровый малыш» являются:
- коммуникативная – формирование условий для общения, проведения досуга;
- социально-воспитательная – реализация интересов индивида и группы путем развития разнообразных способностей;
- социально-культурная – решение личных и семейных проблем, формирование собственной социокультурной среды
Методами реализации данной программы являются:
Практические методы:
üсовместные занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые) коррекционной и оздоровительной гимнастикой взрослого и ребенка, направленные на формирование здорового ОДА (опорно-двигательного аппарата) и поддержание физической подготовки.;
üцикл мастер-классов по воспитанию здорового ребенка;
üтренинги ;
üтестовые игры;
üспортивные и музыкальные мероприятия
üигры – энкаунтер;
üсеминары практикумы.
Словесные методы:
üбеседы с родителями (индивидуальные беседы, круглые столы);
üобъяснение игры и выполнение упражнений;
üдискуссии;
Наглядные методы:
üпоказ педагогом упражнений;
üиспользование различных атрибутов;
üорганизация наглядных пособий, стендов, папок передвижек;
üпамятки для родителей ;
üиспользование ИКТ;
üтесты для родителей.
Формы и методы реализации Программы подобраны согласно классификации нетрадиционных форм, которые предлагает Т. В. Кротова. Она выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Они представлены в таблице.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование | С какой целью используется эта форма |
Формы проведения общения |
Информационно-аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности | Проведение социологических срезов, опросов, "Почтовый ящик" |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми | Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей | Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей | Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек |
Специфика деятельности родительского клуба следующая:
1. Это разновозрастной клуб, включающий два поколения (дети, родители).
2. По видам деятельности клуб полифункциональный (многообразие видов деятельности определяется интересами семей – членов клуба).
3. Может быть организуемым и самоорганизующимся.
4. Существенной характеристикой клуба является его педагогическая и физкультурно-досуговая направленность.
Сроки реализации Программы:
1 этап. Предварительный: сентябрь 2016года
2 этап. Практический: октябрь 2016- июль 2017 года
3 этап. Обобщающий: август 2017 года.
Критерии оценки реализации Программы.
- сокращение количества пропущенных дней по причине болезни;
- диагностика отношения детей к здоровому образу жизни (анкетирование);
- показатель удовлетворенности родителей совместной работой по сохранению здоровья детей (анкетирование, книга отзывов и предложений).
Этапы реализации программы
РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
«Здоровый малыш»
на 2016-2017 учебный год
Правильное питание |
Движение
|
Спорт - как активный семейный отдых
|
Закаливание
|
Положительные Эмоции |
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Механизмы контроля за промежуточными и конечными результатами разрабатываются в соответствии с целями и задачами Программа направлена на исследование социально-педагогических условий формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников в семье. При этом используют анкетирование родителей, беседы, наблюдение за общением родителей с детьми.
Этапы мониторинга:
1. Выработка комплекса показателей, обеспечивающих формирование целостного представления о состоянии работы с родителями на данном этапе.
2. Сбор данных о реализации мероприятий программы и оценка этих данных.
3. Принятие управленческих решений и оценка результатов их реализации.
Целью мониторинга является изучение степени осведомленности родителей по проблеме ЗОЖ; определение особенности контингента родителей(по уровню здоровья, физической подготовленности, степени сформированности основ ЗОЖ)
Программа мониторингового исследования представляет собой комплекс мероприятий (наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос и др.), которые помогают собрать, обработать, и воспользоваться информацией о состоянии оздоровительной работы в учреждении и отдельных ее элементах. Оценка результатов мониторинга проводится как по количественным, так и по качественным показателям. Объектами анализа являются ответы, полученные в результате анкетирования родителей и детей, бесед с ними, а также содержание, средства общения и эмоциональная насыщенность общения родителей с детьми
ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для ребенка дошкольного возраста ближайшей целью развития является школьная зрелость, достижение которой зависит и от уровня сформированности культуры здоровья. Высокий уровень культуры здоровья дошкольников возможен при осуществлении сотрудничества, которое осуществляется педагогами ДОУ и родителями, сопровождающими растущего ребенка на пути его становления как личности и субъекта жизнедеятельности.
Перспективой в реализации Программы будет служить дальнейшее самосовершенствование в области здоровья, развитие процесса духовно-нравственного роста личности педагогов ДОУ и родителей, которое в дальнейшем, составит основу здоровьесозидающей жизнедеятельности и послужит ярким примером, которому следует растущий ребенок. Такие примеры необходимы ребенку в период дошкольного детства и обуславливают дальнейшее развитие личности растущего ребенка.
Ожидается, что результаты работы по данной проблеме подтвердят гипотезу, что совместная деятельность педагогов и родителей поможет сформировать культуру здоровья дошкольников и снизить заболеваемость, с целью дальнейшего достижения хороших результатов ребенка в школе. Внедрение и апробация интерактивных форм взаимодействия педагогов и родителей обеспечат расширение педагогических и психологических функций сотрудничества.
В рамках сотрудничества, обмена методическими наработками по созданию единого образовательно-оздоровительного пространства между детским садом и семьей результаты Программы будут представлены на сайте ДОУ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонов Ю.Е.Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века /Ю.Е.Антонов. - М.: Аркти, 2011.
2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г.Алямовская-М.,1993.
3. Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей – М.: «Скрипторий 2003», 2007
4. Горшенинник В.В., Самошкина И.В..Черкасова Н.П. Система работы в детском саду по вопросам семейного воспитания./Горшенинник В.В. - М.: Глобус, Волгоград: Панорама,2010.
5. Козлова А.В., Денеулина Р..П. Работа ДОУ с семьей: Диагнгостика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг./А.В Козлова, Р..П. Денеулина- М.:ТЦ Сфера,2004.
6. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека – М.:ТЦ «Сфера», 1996
7. Литвинова Р.М. Дошкольное образование и социокультурный процесс. Ставрополь, СКИПКРО, 2002
8. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений./Л.Свирская. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2007.
9. Семейная академия: Вопросы и ответы./ Овчарова Р.В.- М.: Просвещение: Учеб., лит.,2006.
Календарно тематическое планирование родительского клуба «Здоровый малыш»
Дата | Тема | Цель | Ответственные |
Сентябрь |
üСознание творческую родительскую группу; üВыявить главные элементы здорового образа жизни; üАнкета для родителей по укреплению здоровья |
Выявить % знаний у родителей по оздоровлению своего и детского арготизма в целом. |
Шильченко Н.М. –инструктор по физической культуре . |
Октябрь |
Консультация для родителей: «Правильное питание – здоровый ребенок » |
Побудить родителей отказаться от вредных продуктов. |
Шильченко Н.М. –инструктор по физической культуре . |
Ноябрь |
Тест «Правильно ли Вы питаетесь?» Проект «Домашняя школа речи» |
Выявить % семей, которые питаются правильно. Повысить компетенцию родителей по вопросам логопедии. |
Шильченко Н.М. –инструктор по физической культуре. Дубровина Н.Г.- учитель логопед |
Фото-выставка «Витамины наши друзья» | |||
Декабрь | |||
Январь | Родительское собрание «Здоровьесбережение в детском саду и дома» | Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников. | Назарова Л.Н. – воспитатель подготовительной группы |
Февраль | Консультация «Питание ребенка и его здоровье» | Расширить представление родителей об организации полезного питания дошкольника с учетом восполнения энергетических затрат растущего организма | Никонова Е.П. – воспитатель 2 мл. группы |
Март | Круглый стол «Здоровая семья – здоровый ребенок» | Показать необходимость здорового образа жизни в семье | Антонова В.В.- воспитатель разновозрастной группы |
Апрель | Спортивный праздник «Папа, мама-я спортивная семья» | Повышать интерес родителей и детей к занятиям спортом и укреплению здоровья. |
Шильченко Н.М. –инструктор по физической культуре. |
Оформление папок «Всей семьей к здоровью» | |||
Май | Круглый стол «Здоровье ребенка в наших руках» | Способствовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни обеспечению физического и психического благополучия. | Войтенко Е.А. – воспитатель старшей группы |
Июнь | НОД детей и родителей «Где прячется здоровье» | Формировать у детей и родителей представление о зависимости здоровья от двигательной активности | Ромашова Е.А. – подменный воспитатель |
Июль | Спортивное развлечение «Фестиваль дворовых игр» | Создать радостное, бодрое настроение путем организации активного семейного отдыха | Шильченко Н.М. –инструктор по физической культуре |
Август |
Анкета для родителей по укреплению здоровья |
выявить % знаний у родителей по оздоровлению своего и детского организма в целом (после проделанной работы) | Шильченко Н.М. –инструктор по физической культуре . |